Знамения Пресвятой Богородицы - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Часовенная церковь во имя иконы Божией Матери "Достойно есть"

 

Сретенская церковь и (справа от неё) часовенная церковь во имя иконы Божией Матери "Достойно есть". 1910-е гг.

 

 
        В духовной истории нашего старинного города есть немало страниц, которые заставляют всех нас, живущих ныне, по иному взглянуть на жизнь и духовную деятельность наших предшественников. Трудами и стараниями этих людей и созидалась эта духовная история, как неотъемлемая часть общей истории нашего края и государства. Чем больше мы углубляемся в наше прошлое, тем яснее и отчётливее перед нами встают образы наших предков, имеющих живую, нелицемерную Веру, которая горела в их сердцах и согревала многих. Именно такая Вера давала нашему народу силы в годину тяжёлых испытаний, именно она несла свет и любовь в их души. 
        Год 1871 был тяжёлым и страшным для нашего города. И не только для него. По Тамбовщине пронеслась страшная моровая язва – холера, которая унесла многие тысячи жизни. (г. Борисоглебск в то время относился к Тамбовской губернии) 8 июня 1871 года эпидемия началась в Борисоглебске. В городе только что открылась летняя ярмарка. Один из приезжих купцов заболел и в скором времени скончался. С этого времени холера стала распространяться в городе с невероятной быстротой – в день умирало до двухсот человек. 
       Из воспоминаний жительницы города, учителя Марии Григорьевны Златоустовской (ныне покойной): «Я хорошо помню это страшное время. Около Успенской церкви и Нового Собора стояли ряды гробов. Люди умирали иногда целыми семьями, и некому было их хоронить. Из Городской Управы и полиции привозили гробы. Жертв было так много, что через несколько дней умерших перестали заносить в церкви, а отпевали прямо у кладбища. 
       Мне запомнился случай с одним из священников города, отцом Сергием Гурьевым. Батюшка, напутствуя умирающих или отпевая покойных, очень боялся заразиться, и каждый день, приходя домой, горько плакал, прося у Бога заступления и милости. Но, видимо, Господу Богу было так угодно – священник действительно заболел и умер 20 июля. С этих дней эпидемия в городе стала постепенно утихать. 
Дни были жаркие, стоял удушливый зной. Улицы города были пустынны. Люди сидели в своих домах с закрытыми ставнями и воротами. Медицинских препаратов не было и для лечения использовалась перцовая водка. Заболевших секли крапивой. Но вряд ли всё это могло помочь. От Управы и Земства на улицах жгли смоляные бочки для обеззараживания воздуха.» Где же искать надежду на спасение в такую суровую и страшную годину?! В дни бедствий и скорбей православный христианин во все века и времена своей истории возлагал более надежду на помощь небес, чем на свои немощные человеческие силы. И Милостивый Господь, как любящий Отец – наказующий, но милующий, внимал слезам и мольбам страждущего народа по Слову Своему – «Просите и дастся вам...».
       Жители города слёзно просили Господа и Его Пречистую Матерь, нашу Ходатаицу и Заступницу, о милости и помощи. Храмы города были постоянно открыты, здесь возносилась молитва о здравии живых и упокоении умерших. 
       Один из крупных купцов города, Стефан Тимофеевич Иванов, ещё в 60-х годах ХIХ века заказал для своей семьи особо почитаемую им икону Божией Матери, именуемую «Достойно Есть» или «Милующая». Купец хотел чтобы эта икона была написана на Святой Горе Афон, славящейся своей древней и особой традицией иконописания. Именно в Греции, на Святой Афонской Горе, в 335 году по Р.Х., прославилась эта святая икона. Пожелание купца было исполнено и с тех пор икона Божией Матери «Достойно Есть» пребывала в нашем городе в купеческом доме Ивановых. 
        Но вот настали тяжёлые времена и эта святыня была принесена на городскую площадь, где перед ней собором духовенства всех городских церквей был отслужен водосвятный молебен. Люди просили Божию Матерь о заступлении и ходатайстве у Престола Сына Своего. Страждущий народ взывал о помощи. И Святая Владычица услышала скорбный глас народа. После молебна и усердной молитвы жителей города моровая язва резко пошла на убыль. Последним заболевшим 1 августа был псаломщик Иван Никитович Марков. После этого холера совершенно прекратилась. 
        Как было не благодарить Пресвятую Богородицу, явившую такую великую милость нашему городу?! Благодарные жители в ознаменование этого великого чуда решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть». 
        Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения. 
Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть», перед которым молились горожане и который купец Иванов, по велению своего сердца, пожертвовал церкви и городу. Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице.
        Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало и к каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела. 
        15 августа 1884 года старостой и попечителем Часовенного храма стал Борисоглебский купец второй гильдии Михаил Алексеевич Гаврилов. В 1886 году он испросил у Владыки благословение на расширение и перестройку здания церкви. К работе был привлечён местный инженер-техник Леонид Васильевич Мизеровский, который стал автором проекта более обширной деревянной пристройки к каменному зданию. Выполненный в соответствии со всеми строительными требованиями того времени проект Л.В. Мизеровского, как нельзя лучше вписался в общий архитектурный ансамбль церкви. Из сравнительно небольшого здания часовня превратилась в достаточно обширный храм, деревянные стены которого с обеих сторон были оштукатурены толстым слоем по войлоку с применением алебастра. Здание отапливалось тремя печами, было прочным и надёжным во всех отношениях. Внутренние размеры помещения церкви составляли примерно 26 х 23 метра, высота трапезной - 5 метров. 
        Летом 1886 года под руководством инженера Мизеровского начались строительные работы по возведению пристройки. Подряд на строительство получил Яков Дмитриевич Шокин. 
Строился храм преимущественно на средства старосты и попечителя часовни купца М.А. Гаврилова. Создание плана и надзор за работами осуществлялись инженером Л.В. Мизеровским безвозмездно, во Славу Божию.
        Особое слово необходимо сказать о Михаиле Алексеевиче Гаврилове. Будучи много лет попечителем Часовенного храма, он ежегодно тратил значительные суммы из собственных средств на содержание, благолепие и благоукрашение этой церкви. Часовенный храм был полностью укомплектован дорогой церковной утварью и облачениями священнослужителей, имел прекрасный хор, на содержание которого Гаврилов тратил ежегодно до 3000 рублей. 
        Несмотря на свою основательность, строящаяся пристройка к церкви, имела статус временной, так как в это время на Ново-базарной площади города, в непосредственной близости от часовни шло возведение величественного храма Сретения Господня. Самое активное участие в обеспечении его строительства принимал М.А. Гаврилов. Существование деревянной пристройки планировалось до окончания строительства этого нового храма. 
        Но, вероятно, любое богоугодное дело, творимое человеком от души и сердца, движимого любовью к Богу, неизбежно наталкивается на множество препятствий и искушений, которые воздвигает враг рода человеческого. Не без препятствий со стороны светских властей шло и возведение пристройки к часовне. Чиновничьему аппарату той эпохи, к сожалению, были свойственны чрезмерная косность и администрирование в принятии решений, какой бы сферы они ни касались. Со стороны властей попечителю Часовенного храма М.А. Гаврилову и инженеру Л.В. Мизеровскому пришлось вынести немало испытаний. Они были обвинены в осуществлении незаконного строительства и инженерно-строительной некомпетентности. Гаврилову и Мизеровскому даже пришлось доказывать свою правоту в Мировом Суде. Тяжба длилась около 4-х лет, на время которых строительные работы были приостановлены (необходимо сказать, что строительство к этому времени уже находилось в стадии завершения). Но, помощью Божией, справедливость восторжествовала. Строительство было благополучно завершено и Часовенный храм предстал взору верующих в своём новом виде. Тёплое, просторное и светлое здание церкви встречало своих прихожан. 
        Духовные труды и старания старосты Часовенной церкви были оценены по достоинству. За расширение здания церкви и приобретение для неё церковной утвари купец М.А. Гаврилов 24 февраля 1895 года был награждён Высочайше пожалованной золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее. 
        Строительство большого Сретенского храма было завершено в 1901 году. 12 декабря 1902 года состоялось его торжественное освящение. По решению епархиальных властей, местночтимая икона Божией Матери «Достойно Есть» была благоговейно перенесена в этот новый храм. Часовенная же церковь осталась в своём прежнем виде и была приходским храмом до самого своего закрытия в годы богоборческой власти. 
        Рассказывая об истории Часовенной Богородичной церкви, нельзя не упомянуть и об известных нам священнослужителях этого храма. Как уже говорилось выше, до 1884 года часовня была приписана к Преображенскому Собору города, духовенство которого и отправляло здесь службы. С 1884 года, когда она получила статус Часовенной церкви, по штату здесь полагался один священник, один диакон и один псаломщик. 26 января 1884 года настоятелем Часовенного храма г. Борисоглебска был назначен протоиерей Матфей Григорьевич Николаевский, переведённый сюда по благословению Владыки Палладия II из Архангельской церкви села Чигорак. Отец Матфей удостоился иерейской хиротонии из рук самого Владыки Феофана в 1860 году (Свт. Феофан Вышенский затворник. Память 23.01. и 29.06.). Должность настоятеля Часовенной церкви священник ревностно исполнял до 1896 года, совмещая её с должностью Благочинного 1-го церковного округа. С 1875 по 1891 год отец Матфей состоял миссионером по Борисоглебскому уезду, лично им было обращено в Православие большое количество сектантов и иноверцев. Это был прекрасный проповедник, писавший Слова и Беседы собственного сочинения. В 1888 году священник стал членом уездного отделения Епархиального Училищного Совета. По всеобщему выбору городского духовенства в июле 1893 года отец Матфей был утверждён духовником Благочиния. За многолетнюю безупречную службу ревностный пастырь был удостоен большого количества как церковных, так и государственных наград и поощрений. 
        В 1896 году настоятелем храма стал священник Митрофан Тимофеевич Тихомиров. Ещё диаконом отец Митрофан начал своё служение в Часовенной церкви, здесь же 1 февраля 1896 года был рукоположен во священники. Отец Митрофан возглавил созданное при храме «Общество трезвости», руководил работой Школы грамотности, за плодотворную деятельность которых не раз поощрялся епархиальным начальством. Пастырское служение отец Митрофан совмещал с активной преподавательской деятельностью, много лет будучи законоучителем мужской церковно-приходской школы при Успенской Старособорной церкви, первого Борисоглебского приходского училища, церковно-приходской школы при Сретенской церкви, преподавал Закон Божий нижним чинам 6-го запасного Кавалерийского полка. 
        14 октября 1900 года настоятелем Часовенной церкви был назначен священник Алексей Лукич Войнов. Отец Митрофан Тихомиров стал вторым священником этого храма. В 1902 году отец Алексий был назначен настоятелем Сретенского храма, одновременно являясь и настоятелем Часовенной церкви. Это был высокообразованный пастырь, окончивший в 1887 году Московскую Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия. Был преподавателем еврейского языка в Тамбовской духовной семинарии, помощником редактора «Тамбовских епархиальных ведомостей». В 1903 году отец Алексий Войнов был избран духовно-судебным следователем Борисоглебского городского округа. 
К Часовенному храму было приписано несколько бесприходных и заштатных священнослужителей. В частности бесприходный протоиерей Николай Иванович Смирнов и заштатный клирик епархии Тимофей Афанасьевич Цветков.
        Диаконское служение здесь в разное время совершали: Дмитрий Матвеевич Николаевский, Сергей Петрович Магницкий, Николай Фёдорович Жданов. Псаломщиками храма были: Иван Васильевич Гурьев, Иван Сократович Любомудров, Дмитрий Стефанович Константинов, Григорий Никитович Архангельский, Илья Сергеевич Талинский, Иван Алексеевич Москалёв и Сергей Васильевич Красотин. Русские храмы – эти столпы Православия, рассеянные по всему лику нашего многострадального Отечества, вместе с нашим народом разделили тягостное бремя гонений, религиозных притеснений, поругания и осквернения всего того, что столетиями созидалось нашими предками ради спасения своей бессмертной Души. Вековые христианские святыни своего собственного народа стали ненужными более новой власти, принесшей идеологию разрушения. Среди 12 церквей г. Борисоглебска Часовенная Богородичная церковь стала одним из первых храмов, который был осквернён и уничтожен. Она была полностью разрушена в начале 20-х годов XX века. Замечательный памятник храмовой архитектуры конца XIX-начала ХХ века и краса города – Сретенская церковь – была разобрана на кирпич в 1934 году. Всё что являлось духовным сокровищем для предков, стало прахом в глазах потомков. Сегодня все мы платим дорогую цену за некогда осквернённые храмы наших душ. 
        Историческая память является необходимой ценностью для любого, уважающего себя государства и общества. Ещё более ценным является восстановление исторической правды и поиск духовной истины. Сегодня это необходимо всем нам для того, чтобы не погас в наших душах огонёк Веры, задуваемый буйными ветрами житейских бурь. Чтобы мы не стали Иванами, не помнящими своего родства и не повторили неприглядных страниц своей истории, от которых и ныне содрогается сердце. 
Меняются времена и поколения, но остаётся вечной Правда Божия, являющаяся для каждого христианина мерилом поступков и устремлений всей его жизни. Сегодня, прося Господа о всепрощении, мы молим и Его Пречистую Матерь, некогда спасшую наш город от великой беды, о даровании нам вновь нашей святыни – иконы Божией Матери «Достойно Есть», утраченной в годы гонений. Мы верим, что по милости Небесной Заступницы, икона вновь будет обретена и вернётся к нам, как покров и защита сегодняшнему городу.





Пожертвования купца Михаила Алексеевича Гаврилова



Назад к списку