Знамения Пресвятой Богородицы -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чтимые иконы

 Чтимые иконы:

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (Афонского письма),

 Икона «Собор преподобных старцев Оптинских» с частицами мощей Оптинских старцев (написана насельниками Оптинской пустыни в 2000 году).

Чудотворный список Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада иУтешение» Таволжанского Казанского монастыря, находящийся в Знаменском храме Борисоглебска (написана иеромонахом Серафимом (Титовым) на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре в 1902 году, передана храму монахинями из разрушенного Таволжанского монастыря)






В Таволжанском Казанском женском общежительном монастыре, основанном как женская община в 1881 году ( открытом Указом Св. Синода 20 апреля 1884 г. ), находившемся близ с. Таволжанка в Новохоперском уезде Воронежской губернии, имелся весьма чтимый список иконы Божией Матери, именуемой «Отрада», или «Утешение», принадлежащий к числу местночтимых икон. Он написан на Афоне в 1879 году в одной из русских обителей ( келлий ) - Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем келлии, афонским старцем иеромонахом Серафимом (Титовым), уроженцем г. Борисоглебска Тамбовской губернии (в последствии игуменом, основателем и устроителем Свято-Александро-Афонской Зеленчукской пустыни на Северном Кавказе в ущелье реки Большой Зеленчук близ п. Н.Архыз). О Благовещенской афонской келье следует особо сказать, что она известна своим книгоиздательством, иконописанием и благотворительностью, а также тем, что в этой келье был самый суровый устав на Афоне. Масло, вино, рыбу, сыр, яйца – здесь не вкушали даже на Пасху. После ухода о. Серафима с частью братии Благовещенской келлии в 1886 году с Афона на Северный Кавказ и созидания Афона Нового в месте древних христианских святынь на Северном Кавказе в Благовещенской келлии подвизалось известное братство хаджи-георгитов, учеников афонского старца о.Хаджи-Георгия. Место настоятеля Благовещенской обители занял схимонах о.Парфений ( в миру – Петр Константинович Гвоздев ), который со своей многочисленной братией держался этого устава — самого строгого на Афоне. Как и во многих других русских афонских кельях, монахи Благовещенской кельи занимались иконописанием. К написанию икон монахи-иконописцы долго приуготовляли себя строгим постом и молитвою. В краски, которые использовались для написания икон, добавлялись частицы мощей святых угодников Божиих. По обычаю перед вновь написанным образом иноки молились в течение сорока дней подряд. Обитель прославилась своими иконами не только в России, но и за рубежом. Иконы, написанные братией Благовещенской обители, можно было встретить и в русских миссиях за пределами России. Благотворительность же о. Парфения стала легендарной. Схимонаха Парфения знали далеко за пределами Афона. Не оставил о. Парфений без внимания даже японскую миссию и отправил в страну восходящего солнца четыре иконы с частицами мощей, за что была получена от святителя Николая письменная благодарность. Написанный и освященный иеромонахом Серафимом ( Титовым ) в 1879 году в Благовещенской келье список Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение» с Афона был привезен в Россию в начале 1880-х годов и находился у одной вдовицы, проживавшей недалеко от Таволжанского Казанского женского монастыря Новохоперского уезда Воронежской губернии. В первый год устройства Таволжанской обители (1881 г.) вдовица пожертвовала икону Божией Матери «Отрада» или «Утешение» в новосозидаемый монастырь. С особой духовной радостью она принята игуменьей Марией (первой настоятельницей Таволжанского Казанского общежительного монастыря , в миру – Прасковья Михайловна Соловьева) и сестрами обители и помещена в храм Святой Троицы Таволжанской обители. С появлением святой иконы в монастыре дела по устройству обители пошли особенно быстро.
Икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение» являлась одной из главных святынь Таволжанской обители, и по свидетельствам таволжанских монахинь явила прибегающим к ней за помощью множество чудесных исцелений. Перед чудотворным образом монахини ежедневно читали акафист Божией Матери, прося помощи и заступничества у Царицы Небесной.
Таволжанский Казанский общежительный женский монастырь находился при большой дороге, по которой летом и весною проходили тысячи богомольцев в Воронеж, Задонск , Киев и другие города, и радушно принимал в своих стенах всех заходивших в него по пути паломников. Тысячи богомольцев с верою притекали к чудотворной Ватопедской иконе Богоматери «Отрада», или «Утешение» и получали просимое: исцеление от своих недугов, избавление от скорбей и утешение в печалях.
Сестер монастыря в течение многих лет ( до самого закрытия монастыря ) духовно окормлял схиархимандрит Михаил, прибывший в Таволжанский Казанский монастырь со Святой Горы Афон.
Размером Ватопедская икона высотой в 1 аршин, 8 вершков ( 106 см ), шириной - в 1 аршин ( 71,2 см ). На оборотной стороне иконы имеется изображение Честнаго и Животворящего Креста Господня и ниже надпись крупными буквами: «Святая икона сия писана и священа на Святой Горе Афонской в Карейской кельи Благовещения Пресвятой Богородицы иеромонахом Серафимом Титовым 1879 года августа 5 дня». На таволжанском списке изображение лика Богоматери, равно как и Младенца Иисуса на Ее руках, необыкновенно живо. Сама Пречистая с умилением смотрит с иконы. Ее лик преисполнен сострадательной любви и милосердия. Лик же Богомладенца грозен, Его взор полон строгости и Божьего гнева.
События 1917 года внесли свои негативные изменения в духовную жизнь женской обители. С 1922 года монастыри стали считаться трудовыми общинами, началась конфискация церковных земель и имущества. В январе 1929 г. Таволжанский Казанский женский монастырь, как и многие другие обители, был закрыт советской властью под предлогом того, что « в Таволжанской женской общине совершенно не применяется трудовой строй и сохранены все бывшие монастырские устои и порядки». Перед закрытием монастырь довольно часто подвергался хулиганскому воздействию со стороны враждебного революционно настроенного населения с. Таволжанка, о чем монахини сообщали уездным властям. В монахинь часто летели каменья от ревнителей революции. На момент закрытия монастырь имел 2 храма, кладбищенскую церковь, церковно-приходскую школу, богадельню, приют, странноприимный дом, ветряную мельницу, ледник, хозяйственные постройки, фруктовый сад и др. , и насчитывал 151 насельницу ( в том числе 2 игумений, одна из которых– на покое ), а также двух священнослужителей.
Незадолго до закрытия монастыря его игумения Аполлинария с сестрами обители, предупрежденные о предстоящей конфискации церковного имущества, сумели вывезти многие монастырские святыни, в том числе и чудотворную Ватопедскую икону , ценное церковное имущество, монастырскую библиотеку, церковную документацию, предотвратив разграбление монастыря безбожниками. В связи с чем, комиссией по ликвидации монастыря, установившей в ходе обследования отсутствие многих монастырских ценностей , были переданы соответствующие материалы в следственные органы. Очевидно, по этой причине, в Государственном архиве Воронежской области отсутствуют церковные ведомости и другие документы монастыря.
Спасая чудотворную Ватопедскую икону от поругания безбожниками, монахини Таисия, Маврикия, Пелагея, Анастасия, Феврония и другие, несли ее на руках, передвигаясь тайно, полями, укрываясь в близлежащих лесах и кельях верующих. Во время перенесения иконы в с. Карачан произошло множество исцелений верующих, прикладывавшихся к святой иконе с верою, благоговением и сокрушенным сердцем. После закрытия монастыря часть таволжанских монахинь перебралась в г. Борисоглебск и сосредоточилась при храме Знамения Пресвятой Богородицы, а часть монахинь с игуменьей Аполлинарией - в с. Средний Карачан Грибановского района Воронежской области и собралась при храме Архангела Божия Михаила.
С 1930 года по 1943 год Ватопедская Таволжанская икона тайно пребывала в келье схиигумении Аполлинарии в с. Средний Карачан Грибановского района Воронежской области. В 1943 году святая икона передана инокинями в Знаменский храм г. Борисоглебска, в котором, едва ли не единственном в округе и ближайших районах, совершались богослужения. С этого времени и доныне Ватопедская икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение» пребывает в Знаменском храме г. Борисоглебска. В дореволюционных изданиях содержатся соответствующие указания о том, что многие притекающие с верой к сей иконе получают исцеление от своих недугов. По свидетельствам монахинь Таволжанского монастыря, уже почивших о господе, от чудотворной иконы прозревали слепые, хромые обретали хождение, расслабленные утверждались в членах, недужные исцелялись. Во время гонений на церковь сведения о чудесах и исцелениях, совершившихся перед этим чудотворных образом, не записывались. Однако, старейшие прихожане Знаменского храма помнят о чудесном исцелении одной женщины от расслабления, имевшим место в 1959 году. Больная была внесена в храм на носилках ее сродниками, доставлена к чудотворному образу Богоматери «Отрада», или «Утешение», к которому приложилась с молитвою и верою. Примерно через неделю женщина полностью исцелилась от недуга расслабления.
В Санкт-Петербургском Новодевичьем Воскресенском 1-го класса общежительном женском монастыре, при кельях игумении, находился список Ватопедской иконы, сделанный не с оригинала, а с вышеназванного Таволжанского списка , принадлежащий также к числу местночтимых икон. В монастырских корпусах была устроена церковь в честь Афонской ( Ватопедской ) иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение» ( освящена в 1854 году ). Другой список был прислан в монастырь известным духовным писателем Серафимом Святогорцем ( Весниным ) со Святой Горы Афон в 1852 году. Этот список также прославился чудотворениями. В 1925 году Новодевичий Воскресенский монастырь был упразднен советской властью. Возрождение монашеской обители к жизни состоялось только в 1990 году. Сведений о судьбе Санкт-Петербургского чтимого списка Ватопедской иконы не имеется. В Казанском храме монастыря в настоящее время пребывает копия этого списка.
Другой почитаемый список Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение» хранился в Успенском женском монастыре близ г. Краснослободска Пензенской Епархии ( ныне Саранской Епархии ). Этот чтимый список также был написан русскими келиотами на Афоне в конце 19-го века и прислан Успенский монастырь. Монастырь разорен в годы советской власти в 1924- 1926 годах и в нынешнее время не действует. В сохранившихся зданиях монастыря находятся больница и школа. Каких-либо сведений о судьбе этого списка не имеется.
Таволжанский Казанский женский монастырь , в котором пребывал чудотворный образ Божией Матери «Отрада», или «Утешение», полностью разрушен в советское время. С горечью и печалью приходится сказать о том, что святое место, где некогда величественно возвышался Таволжанский Казанский монастырь, построенный самоотверженными трудами нескольких поколений монахинь и послушниц, в настоящее время представляет из себя пустынную возвышенность с поросшими травой траншеями и ямами на местах монастырских построек. Но среди верующих сохраняется предание таволжанских монахинь о том, что вокруг чудотворного образа Пресвятой Богородицы вновь некогда соберется община и возродится святая обитель.